От автора > Валерия Ефанова >  Главная тема >  Культура > Искусство > Кинематограф >  Культура > Литература, история. кинематограф >  Церковь > Жизнь Церкви > Миссионерство

«Миссия»: рассказ о Любви

Если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять,
а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение,
а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(1 Кор. 13, 2-3)

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на еще одну историческую кинокартину, близкую по духу уже знакомым вам «Изумительной благодати» и «Месье Венсану», а также сравнительно новому фильму «Острие копья» (End of the Spear, 2005), о котором мы еще не имели случая поговорить. Интересно в этом контексте, кстати, упомянуть и «Аватара» Джеймса Кэмерона, чтобы сравнить, к примеру, композиционный и идеологический уровень этих картин.

«Миссия» (The Mission, 1986) – британский кинофильм, снятый англо-французским режиссером Роланом Жоффе по сценарию Роберта Болта (1924-95). Имя последнего вы помните по картине «Человек на все времена».

В момент выхода этой картины на мировые экраны, мы жили в другом государстве. Неудивительно, что, несмотря на всемирную известность, кому-то «Миссия» может быть не знакома.

А ведь это фильм-фаворит кинопремий 1986-87 годов: он получил и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, и «Оскар» за лучшую операторскую работу (выдвинут был сразу в 7 номинациях), три премии BAFTA, две премии «Золотой глобус», а также итальянскую премию «Давид ди Донателло».

«Миссия» успела войти в Ватиканский перечень рекомендованных фильмов в категории «Религия», кроме того, в свои списки 50 и 100 лучших ее охотно включают различные христианские издания.

Действие картины разворачивается в Южной Америке в 1750-х годов. Европейцы совсем недавно открыли для себя народы, не просвещенные светом Христианства. Миссионеры отправляются в джунгли, не зная, что ждет их впереди – мученический венец или открытые к проповеди сердца. Впрочем, опасность подстерегает их и со стороны соотечественников, для которых коренное население – не души, ждущие обращения, а всего лишь живой товар.

Трагедия разыгрывается на фоне потрясающе красивой природы. Одна из самых известных и потрясающих сцен этого фильма предваряет на экране первое столкновение соперничающих миров, представленных иезуитским священником – отцом Габриэлем, и наемником и работорговцем Родриго Мендосой.

Волны реки выносят из джунглей к водопаду грубо сколоченный крест, с привязанным к нему человеком. В считанные мгновения распятие срывается с устрашающей высоты и исчезает в пене.

Этот эпизод задает тональность всей картины. Одни христиане готовы жертвовать собой, чтобы заслужить доверие индейцев гуарани, другие, вроде бы тоже христиане, – готовы жертвовать чем угодно ради богатства и власти.

Характерен следующий диалог:
Отец Габриэль: Так теперь вы охотитесь и над водопадом, капитан Мендоса? Мы строим здесь миссию. Мы сделаем из этих людей христиан!

Мендоса: Если успеете.

Именно образ жестокосердного Мендосы, внезапно застигнутого раскаянием, и является одним из самых сильных в кинокартине. Именно его устами создатели фильма цитируют великие слова Первого послания к Коринфянам о смысле и силе любви:

«Если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1 Кор. 13, 2-13).

Мендоса оставляет прежнее и становится помощником отца Габриэля. Теперь ему предстоит служить тем, кого прежде преследовал.

Иезуитские миссии-редукции (резервации), построенные по принципу трудовых коммун, защищали индейцев от работорговцев, продававших их на плантации, и, в то же время, препятствовали развитию этого вида хозяйства, поскольку были лучше организованы и действовали успешнее. Как и в «Изумительной благодати», человеколюбие и справедливость одних людей вступили в острое противоречие с финансово-политической заинтересованностью других.

Миссии иезуитов находились на испанских территориях и, соответственно, были защищены испанскими законами. Независимые иезуитские миссии мешали португальским колонистам, поскольку португальские законы разрешали рабство, а испанские – нет.

Однако Мадридский договор 1750 года, подписанный Испанией и Португалией, по-новому урегулировал границы владений этих двух стран в Южной Америке.

Судьбу католических миссий должен решить Ватикан: при его поддержке миссии могли бы существовать и на португальской территории. Чтобы разобраться в ситуации, в Южную Америку прибывает папский посланник кардинал Альтамирано. Однако один человек не в силах остановить маховик политической машины.

В результате в 1756 году между племенами гуарани и иезуитскими редукциями с одной стороны и объединенными испано-португальскими войсками с другой, разыгралась бойня, известная как война гуарани.

История «Миссии» пролегает от одной сцены мученичества к другой и акцентируется не на диалогах главных героев, а на их поступках. Это глубокая кинематографическая работа, требующая от зрителя сосредоточенности и внимания.

Успех картины обеспечили не только незаурядный сценарий, высокая операторская работа, музыка Эннио Морриконе, но и прекрасный актерский состав: роль отца Габриэля исполнил Джереми Айронс (для знатоков: обратите внимание, как он играет в сериале «Борджиа» (The Borgias, 2011)!), а Родриго Мендосу сыграл Роберт Де Ниро.

Ключевые темы «Миссии» – духовное преображение, мученичество, покаяние, милосердие как на уровне отдельно взятого человека, так и на уровне целых народов. Картина, основанная на реальных событиях XVIII века, в емких и лаконичных образах затрагивает  острые социальные и религиозные проблемы.

Однако, вспоминая слова апостола, хочется остановиться на самом главном. Все это не имело бы смысла, не будь это рассказом о Любви, Которая всего больше.

До новых встреч!

Читайте также:

  • EMail
  • Печать

ПРАВМИР существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!


Банковский перевод от организации
Перевод от физ.лица
Webmoney, Paypal
Как еще можно помочь?
.

 


HTML код для сайта или блога
Система Orphus
Оставьте комментарий
  • Елена Тростникова
    В свое время (когда его впервые транслировали у нас по телевидению) меня этот фильм совершенно потряс, и я долго не могла его достать. Пересмотрела годы спустя - да, не зря стремилась. изучительное н...  подробнее»
  • Незарегистрированный
    Очень интересная и важная серия статей о христианском кино, жду и с интересом читаю каждую неделю новую статью!  перейти»
  • Незарегистрированный
    [QUOTE=pravmir.ru;207704]Волны реки выносят из джунглей к водопаду грубо сколоченный крест, с привязанным к нему человеком. В считанные мгновения распятие срывается с устрашающей высоты и исчезает в п...  подробнее»
  • pravmir.ru
    Волны реки выносят из джунглей к водопаду грубо сколоченный крест, с привязанным к нему человеком. В считанные мгновения распятие срывается с устрашающей высоты и исчезает в пене. Этот эпизод задает т...  подробнее»

 

  • Об авторе

    • Валерия Ефанова
      Валерия Ефанова
      Биография:
      Выпускница философского факультета Российского государственного гуманитарного университета. Публицист, журналист, критик. Замужем, три дочери.
  • Читайте также

      • Нетерпимость

        «Нетерпимость» - выдающееся произведение эпохи немого кино, в котором впервые открыто и во всей полноте прозвучала религиозная тема. По большому счету, это миссионерское произведение, попытка рассказа о христианских ценностях и сущности веры новым кинематографическим языком.

      • Бен-Гур: Человек встречает Бога

        Мы действительно становимся свидетелями Евангельской истории, но видим ее через призму человеческих страстей и страданий – через судьбу конкретного человека, которому было суждено стать современником Спасителя.

      • Человек на все времена

        Мор избирает путь молчания, отказываясь осуждать действия правителя. Он готов жить в тишине, наслаждаясь семейным покоем, чтением и размышлениями. Но это ему неподвластно, так как «его молчание гремит по всей Европе».

      • Честь Божия

        Во-первых, это очередной киношедевр, лауреат множества кинопремий. Во-вторых, в основу фильма положена пьеса «Бекет, или Честь Божья» французского драматурга Жана Ануя. И в-третьих, это история святого, настоящее киножитие.

      • Месье Венсан: наперекор

        Фильм «Месье Венсан» включен в так называемый «Ватиканский список» рекомендованных Римско-Католической Церковью кинокартин. Он не смог охватить всей жизни Венсана де Поля, однако передает самое главное – дух эпохи и харизму главного героя.

      • Изумительная благодать

        Перед нами – история сразу нескольких замечательных людей, объединенных общей идеей. Идеей, которая может изменить мир, меняя и жизнь каждого из них.

      • Самоубийства подростков — как предотвратить?

        В чем причина самоубийств среди подростков и молодежи? Как распознать симптомы? Как предовтратить суицид?

      • Священники и мерседесы

        Да, собственно, какая разница, на чем ездит доктор, если я к нему лечиться пришел? «На чем хочешь, катайся, но хворь мою одолеть помоги», - я так думаю. И здесь все понятно, поскольку с болью личной и со страхом за жизнь любимых все знакомы в некую меру.

      • Лизать скорлупу ореха, или В чем разница между верой и религией

        Но даже в самых нелепых заблуждениях чаще всего присутствует некая частичная правда. Есть она и у тех, кто противопоставляет веру и религию (вместо «религии» вполне может звучат слово «церковность»). В чем же правда?

      • Христианин в политике обречен на бездомность? (ВИДЕО, ФОТО)

        Возможна ли в России христианская демократия? Какое место занимают христиане в современном политическом процессе? Есть ли предпосылки для создания христианских партий или движений? Об этом размышляли Константин Костюк, Андрей Золотов, Константин Эггерт, Максим Трудолюбов, Александр Морозов, Сергей Чапнин, Андрей Зубов и Ксения Лученко.

      • Как удержать человека от самоубийства

        Большинство людей сегодня представляют себя как набор некоего имущества: дачи-квартиры-власть-связи-деньги-перспективы. Лишаясь этого, человек лишается смысла. Ведь «где сокровище ваше. там будет и сердце ваше». И получается жизнь ради оболочки, «рубашки», без которой тупик... И тогда всё равно, как помереть - в болоте, от волков или самому на дереве повиснуть.

      • Перечеркивая себя (Видео)

        Что значит "отвергнуться себя"? Что значит "возьми крест свой"? Отвечает протоиерей Алексий Уминский

  • Мониторинг СМИ






© Copyright Православие и мир 2010.
  Непридуманные рассказы о войне Храм Всемилостивого Спаса Фонд Возращение  
 В начало страницы     Письмо в редакцию



   Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт Православие и мир
   Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.
   Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции.