Церковь > Дорога к храму > Пост

Прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Несколько недель тому назад мы читали в Евангелии притчу Христа Спасителя о том, как друзья некоего царя были приглашены на брачный пир его сына.

Все от пира отказались в последнюю минуту; одни — потому что купили клочок земли и хотели на нем утвердиться, его освоить, сделать его своим — и через это стали собственностью земли, как еще в Ветхом Завете было сказано: земля еси и в землю отыдеши. Еще прежде смерти сроднились эти люди с тем прахом, из которого вызвала их всемилостивая держава Господня.

Прощеное воскресенье

Другие отказались от пира брачного, потому что нашлось у них дело на земле, и им показалось, что разделить радость друга всегда можно успеть, а сделать свое дело на земле можно только теперь: быть творческим, быть полезным. И они отказались от дружбы ради дела, отказались от любви ради того, чтобы совершать какие-то дела, которые хотя и казались делами любви, но были делами себялюбия, делами, которыми они себя утвердили, а не любовь.

А третий отказался потому, что оженился, и его душа была полна радостью, и не было в этой душе места для того, чтобы разделить чужую радость.

Все эти приглашенные оказались вне пира, потому что они избрали землю, владение ею, творчество на ней, земную радость, и отказались пойти дальше, забыть о себе и пойти туда, куда их просят прийти, молят прийти, чтобы чужая радость была преисполнена, переливалась через край… И разгневался хозяин, тех решил он уже не пустить к себе на пир. Но пир был пуст. Радости было много, готовой для гостей, — кто же эту радость с ним разделит? И он послал своих слуг по закоулкам и по дорогам, за заборами и под заборами подбирать нищих, хромых, слепых, бродяг, чтобы они пришли и разделили его радость. И они встали, и в недоумении ответили на этот зов. С трепетом они шли к царским палатам: как им туда войти? Ведь жизнь износила их одежду, разодраны были сандалии, тело было осквернено — как войти в эти царские палаты?

И вот они шли; и они, которые, вероятно, в нищенстве своем так часто друг со другом спорили, друг на друга ворчали, соперничали ради куска хлеба и ради брошенной им прохожим медной полушки, они, которые дрались за теплый угол, за защитную стену — они все, верно, присмирели. Они все, вероятно, шли, уже не думая о своих спорах, о своей вражде, о своем соперничестве; они шли, думая только об одном: как же мы, как же я предстану перед царем? Я, в лохмотьях, изношенный жизнью, оскверненный душой и телом — как я предстану перед Ним? И уже не было мысли о том, чтобы спихнуть с дороги другого, занять его место, стать первым. Каждый, верно, думал: как бы мне последним пройти, может быть, незамеченным, помилованным?

Так и мы сейчас идем в Царство Небесное. Те, которые всей душой, без остатка прильнули к земле, те, для которых их земное дело важнее вечности и любви, те, которые свою радость хотят уберечь и которым дела нет до чужой радости — те в Царство Небесное и не думают идти. И призывает Господь всех, кто так или иначе, по мудрости или по безумию, понял, что как бы ни была богата земля, как бы ни было драгоценно земное творчество, как бы ни были волшебно-дивны человеческие отношения, — однако они искрятся и сияют красотой только потому, что в них уже начинается вечность, и тем прекрасна земля, что она призвана преобразиться в землю новую — Царство Небесное. Таковы мы, собранные здесь, таковы миллионы людей по лицу всей земли, миллионы людей, на родной Русской земле, которым она дорога, которые хотят все силы свои отдать за ее славу и на то, чтобы она стала местом счастья, и мира, и радости для всех — но которые знают, что за земной радостью подымается заря вечной жизни, что Бог стал человеком и этим освятил всё земное, но нас, нас, людей, призвал в Свое вечное, дивное царство.

Пойдем поэтому и мы к этому Царству, к началу этого Царства — Кресту Господню и Воскресению Господню, и пойдем так, как эти нищие и убогие шли: забудем, что когда-то нас что-либо разделяло — вражда, и соперничество, и непонимание, и нелюбовь. Подумаем только, куда мы идем, перед Кем мы предстанем. Поймем, что для того, чтобы предстать достойно, то есть быть способными к тому, чтобы Господь нас принял, одно только нужно: друг друга принять прощением и любовью; на пути слабого поддержать, немощного укрепить, отчаявшегося обнадежить, каждому помочь дойти.

Мы вступаем сегодня в Великий Пост. Он, как дорога, нас ведет к Страстной седмице, которой Спаситель совершает дело нашего восстановления и раскрывает перед нами вечные врата. Войдем в этот путь вместе и дойдем вместе. И тогда будет радость: радость у Господа, радость у Матери Божией, у Ангелов-хранителей наших, у святых, которые так же, как мы, прошли этим путем. И какая радость будет у всех тех, нищих и обездоленных, какая радость будет нам дана, когда мы все войдем в милость, в жалость, в любовь и в ликование Царства Небесного! Аминь.


«Духовное путешествие. Размышление перед Великим постом»

Электронная библиотека
«Митрополит Сурожский Антоний»

  • EMail
  • Печать

ПРАВМИР существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!


Банковский перевод от организации
Перевод от физ.лица
Webmoney, Paypal
Как еще можно помочь?
.

 


HTML код для сайта или блога
Система Orphus
Оставьте комментарий

 

  • Об авторе

    • Митрополит Сурожский Антоний
      Митрополит Сурожский Антоний
      Биография:
      Митрополит Антоний Сурожский, в миру Андрей Борисович Блум, родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца — выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; был пострижен в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) в апреле 1943 г. Во время немецкой оккупации - врач в антифашистском подполье. В 1948 году был призван к священству и направлен на пастырское служение в Англию. В 1953 г. был удостоен сана игумена, в 1956 г. - архимандрита. Епископ Русской православной Церкви с 1957 г. В 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Патриаршего Экзарха Западной Европы. Освобожден от должности по собственному прошению в 1974 г. С тех пор полностью посвятил себя пастырскому служению. Его книги о молитве, о духовной жизни, вышедшие на английском, переведены на многие языки мира. Митрополит Антоний скончался 04 августа 2003 года в Лондоне.
  • Читайте также

      • Может ли пост быть во вред?

        Каких плодов ждать от поста? Когда его полезно ослабить? Как бороться со страстями в период говения? На вопросы о смысле поста отвечает игумен Петр (Мещеринов).

      • Пост без прикрас

        Да простят меня читатели, но я не буду говорить о высоком. Как сказал приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, проповедь надо говорить «никому, кроме как самому себе». Поэтому буду говорить применительно прежде всего к своей ситуации: отец семейства – священник, пытающийся еще и заниматься наукой, жена почти всё свое время посвящает детям, которых у нас четверо.

      • Работа и пост: советы священников

        Каждый год перед обычным городским жителем неизбежно встают два практических вопроса. Как посещать богослужения, если рабочее время во время поста не сокращается? Как поститься, если, проводя целый день на работе, ешь то, что предлагает общепит?

      • Пост: ответы священников на распространенные вопросы

        В чем смысл поста? Что сделать, чтобы пост прошел не зря? Как поститься беременным и детям? Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие?

      • Православная Пасха. Праздновать ли Пасху тем, кто не постился и не готовился? (ВИДЕО)

        Как мне идти в храм на Пасху, да и вообще праздновать, если я не постился, не готовился, ничего не делал - такие слова нередко можно услышать наканунее Светлого Праздника. Ответ протоиерея Александра Ильяшенко

      • Покаяние. Исповедь. Духовное руководство

        Исходя из учения святых отцов, можно сказать, что все страсти действуют в сердце человека неким таинственным образом, подменяя собой ту естественную духовную деятельность души, которая предусмотрена промыслом Божиим при сотворении человека.

      • Самоубийства подростков — как предотвратить?

        В чем причина самоубийств среди подростков и молодежи? Как распознать симптомы? Как предовтратить суицид?

      • Священники и мерседесы

        Да, собственно, какая разница, на чем ездит доктор, если я к нему лечиться пришел? «На чем хочешь, катайся, но хворь мою одолеть помоги», - я так думаю. И здесь все понятно, поскольку с болью личной и со страхом за жизнь любимых все знакомы в некую меру.

      • Лизать скорлупу ореха, или В чем разница между верой и религией

        Но даже в самых нелепых заблуждениях чаще всего присутствует некая частичная правда. Есть она и у тех, кто противопоставляет веру и религию (вместо «религии» вполне может звучат слово «церковность»). В чем же правда?

      • Христианин в политике обречен на бездомность? (ВИДЕО, ФОТО)

        Возможна ли в России христианская демократия? Какое место занимают христиане в современном политическом процессе? Есть ли предпосылки для создания христианских партий или движений? Об этом размышляли Константин Костюк, Андрей Золотов, Константин Эггерт, Максим Трудолюбов, Александр Морозов, Сергей Чапнин, Андрей Зубов и Ксения Лученко.

      • Как удержать человека от самоубийства

        Большинство людей сегодня представляют себя как набор некоего имущества: дачи-квартиры-власть-связи-деньги-перспективы. Лишаясь этого, человек лишается смысла. Ведь «где сокровище ваше. там будет и сердце ваше». И получается жизнь ради оболочки, «рубашки», без которой тупик... И тогда всё равно, как помереть - в болоте, от волков или самому на дереве повиснуть.

      • Перечеркивая себя (Видео)

        Что значит "отвергнуться себя"? Что значит "возьми крест свой"? Отвечает протоиерей Алексий Уминский

  • Мониторинг СМИ






© Copyright Православие и мир 2010.
  Непридуманные рассказы о войне Храм Всемилостивого Спаса Фонд Возращение  
 В начало страницы     Письмо в редакцию



   Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт Православие и мир
   Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.
   Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции.