Наука > Философия

Философия

О ценности личного общения в мире гуманитарной коммуникации

Медийные коммуникации порождают симулякры — такие коммуницируемые содержания, что представляют собой знаки особого рода — означающие, за которыми нет никакого означаемого, но которые тем не менее воспринимаются и воздействуют, создавая у адресатов коммуникации мнимую и фальшивую картину реальности.

8 Янв 2012 | Сергей Сергеевич Хоружий | Продолжение

Человек «религиозный», «технический», «естественный» и границы техники

Современная техника весьма способствует тому, что человеку все меньше надо совершать усилий, чтобы иметь человекоподобный образ жизни, чтобы внешне быть похожим на человека и при этом от человека вовсе не требуется собственных усилий, чтобы быть личностью.

28 Ноя 2011 | Игорь Дмитриевич Невважай | Продолжение

Библейский взгляд на научно-технический прогресс: Ноев ковчег или Вавилонская башня?

«Возможен ли прогресс, логичен ли, оправдан ли, потребен ли прогресс миру, в котором смерть – самая неизбежная необходимость?»

25 Ноя 2011 | Священник Олег Мумриков | Продолжение

Идея прогресса в эпоху постмодерна

Как будет меняться доминирующий ныне стиль творчества. Действительно ли постмодернизм знаменует окончание новой истории человечества и начало посленового этапа? Насколько он безальтернативен?

22 Ноя 2011 | А.Н. Родына | Продолжение

Киники и циники

Как становятся циниками?

19 Сен 2011 | Андрей Десницкий | Продолжение

К христианской политологии: Мишель де Серто и Поль Рикёр об идее равенства

Александр Марков вскрывает взгляды на «политическое равенство» одного из крупнейших мыслителей недавнего прошлого Поля Рикёра и священника-иезуита Мишеля де Серто, стоящего в ряду создателей современной культурологии.

14 Сен 2011 | Александр Марков | Продолжение

Неизвестный Лосев

Алексей Федорович Лосев (в монашестве – Андроник) — крупнейший русский философ XX века. Мы публикуем беседу с доктором филологических наук, профессором филфака МГУ Азой Алибековной Тахо-Годи, многолетней помощницей Алексея Федоровича и автором вышедшей в серии «ЖЗЛ» книги «Лосев».

10 Сен 2011 | Александр Егорцев | Продолжение

Религиоведение в России вчера, сегодня, завтра

Для чего РПЦ создала религиоведческо-регионоведческий факультет в РПУ св. Иоанна Богослова, кому сегодня нужны религиоведы, как быть с наследием атеистического релиоведения? — На эти и другие вопросы ПРАВМИРа отвечает Вильям Владимирович Шмидт – декан факультета религиоведения, этнокультурологии и регионалистики Православного института св. Иоанна Богослова

17 Авг 2011 | Вильям Шмидт | Продолжение

Символ и свобода

Языческий мир понимал и ценил свободу, был готов за нее стоять, — но только христианство отождествило свободу и жизнь, показав, что исключительно свободный человек по-настоящему жив, и жив не в силу внешних обстоятельств, а от внутреннего избытка жизни.

18 Июн 2011 | Александр Марков | Продолжение

Религиоведение — наука атеистов?

«Ивар Ханнуевич, вы были готовы отстаивать позиции методологического атеизма», — передал В. Легойда слово председателю Московского религиоведческого общества Ивару Максутову. Не успел Легойда произнести «атеизма» до конца, как в Андреевском монастыре (где и проходило заседание) грозно ударил колокол (ко всенощной).

11 Июн 2011 | Мария Сеньчукова | Продолжение

Джон Милбанк в Москве: Политическое вдохновение и уроки Церкви (+ АУДИО лекции)

Речь шла о многих вещах – об обмирщении политики и возвращении евангельских норм в общественную жизнь, о литургическом богословии св. Максима Исповедника и софиологии протоиерея Сергия Булгакова, о месте христианского подвига в политике и о причащении и общении как основе бытия.

15 мая 2011 | Александр Марков | Продолжение

Mind-Geist-духовность, или можно ли перевести философию?

26 апреля Институт мировой культуры МГУ провел круглый стол «Непереводимость в философии – непереводимость в культуре». Круглый стол предваряет будущую работу над русским изданием «Словаря европейских философий: словаря непереводимостей»

28 Апр 2011 | Александр Марков | Продолжение

Мешает ли православие развитию России?

Православие всегда тормозило экономическое развитие в России, Церковь в России — неотделима от государства, православие должно активно призывать к серьезным переменам в государстве — мифы ли это или неутешительные, но справедливые суждения? На этот вопрос мы попросили ответить игумена Филиппа (Симонова), начальника инспекции Счетной палаты РФ, заведующего кафедрой истории Церкви в МГУ, доктора экономических наук

15 Мар 2011 | Анна Данилова | Продолжение

Я – Терминатор! Cовременные ученые изобретают сверхчеловека

Насколько серьезен трансгуманизм и как к этому относиться? НС обратился за комментарием к директору Центра синергийной антропологии ГУ «Высшая школа экономики» Олегу ГЕНИСАРЕТСКОМУ

19 Янв 2011 | Журнал «Нескучный Сад» | Продолжение

Приехали

Об истории иммиграции в России и о причинах недоброжелательности к приезжим рассказывает профессор кафедры всеобщей и отечественной истории ГУ ВШЭ, доктор исторических наук Иван КРИВУШИН

14 Дек 2010 | Журнал «Нескучный Сад» | Продолжение

Почему люди уходят из Церкви, или о приверженности реальности

Церковь делает определенные утверждения о реальности — и они истинны или нет “независимо от нас и наших мыслей об этом”. Верующий хочет, чтобы Бог был, атеист хочет, чтобы Его не было — на реальное положение дел ни то ни другое никак не влияет.

3 Дек 2010 | Сергей Худиев | Продолжение

Трудные вопросы и парадоксы Русского мира

Что такое Русский мир? Для чего введено это понятие? Почему Церковь стала говорить о «Русском мире», если во Христе «нет ни эллина, ни иудея»? Что такое светскость во Франции, и нужно ли понятие светскости России? Почему самую большую Церковь чаще всего ругают? — об этом беседа Анны Даниловой с доцентом философского факультета МГУ А.П. Козыревым

4 Ноя 2010 | Алексей Павлович Козырев | Продолжение

Алексей Хомяков: философ русской самобытности

На закате «Перестройки» православное общество столкнулось с не вполне характерной для него задачей. Среди православных стали появляться серьезные расхождения, касающееся не только и не столько вопросов сугубо внутрицерковных. У многих появилась потребность в открытой социально-политической рефлексии (а у иных и деятельности), преломленной через призму православного миропонимания.

5 Окт 2010 | Михаил Тюренков | Продолжение

О чем спорили Фрейд и Льюис?

«Студенты находили труды Фрейда чрезвычайно интересными, но однобокими, — говорит Николи. – Они пытались узнать, есть ли кто-то достойный Фрейда, кто мог бы стать на защиту религиозного мировоззрения, которое тот так критиковал». Но кто обладает достаточной силой, чтобы возразить самому Фрейду?

26 Июл 2010 | Анна Данилова | Продолжение

Великий сциентистский миф

В любой культуре присутствуют свои подразумеваемости, свои мифы эпохи, которые людям не приходит в голову ставить под вопрос; более того, нередко они вообще не отдают себе отчёт, что их мышление подчинено этим мифам. Слово миф в обычном языке часто значит просто “неправда, выдумка”;

29 Июн 2010 | Сергей Худиев | Продолжение

Ковчег, который построил Жан

С 1964 года, когда католик Жан Ванье, морской офицер и преподаватель философии, пригласил к себе жить двух «особых» людей, он доказывает, что жизнь умственно отсталого и жизнь с умственно отсталым может быть насыщенная, яркая и счастливая

9 Июн 2010 | Журнал «Нескучный Сад» | Продолжение

Ложная религиозность

Христианство без разума, без «света» разума – уже не христианство, а антихристианство. Отцы Церкви никогда не были против разума, и ни с чем христианство, Церковь не боролись так упорно, как с ложной мистикой.

20 Мар 2010 | Протопресвитер Александр Шмеман | Продолжение

Теологическое образование во Франции и России: по следам Круглого стола в ПСТГУ

5 марта в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете в рамках Международной конференции по средневековой философии состоялся Круглый стол на тему теологического образования во Франции и России.

10 Мар 2010 | Александр Филиппов | Продолжение

Русская женственность: архетип, «проект», традиция

Признáюсь, когда в редакции мне предложили написать текст для наших читательниц по случаю 8 марта, я испытала некоторую растерянность: праздник светский, совпадает со временем поста, и, наконец, и не логичнее ли было бы, если бы писали мужчины?

7 Мар 2010 | Мария Дегтярева | Продолжение

Сатанизм – часть духовной культуры?

Несколько месяцев назад мне довелось присутствовать на одной научно-практической конференции, где обсуждались различные аспекты духовной культуры. Мое внимание привлек один доклад, в котором было предложено настолько специфическое определение «духовности», что оно выделялось на общем фоне.

26 Янв 2010 | Мария Дегтярева | Продолжение

Риторика как наука

Всякая речь представляет собой тезис, который далее развертывается, однa и только однa мысль. Эта мысль, далее, обосновывается в максимально кратком выступлении. Далее, всякое выступление имеет, это-смешно, начало, середину и конец. О конце-то мы и забываем, поэтому продолжаем речь до бесконечности.

6 Ноя 2009 | Профессор Александр Александрович Волков | Продолжение

Незаметный цветок в огромном лесу. О книге философа С.Кьеркегора

Несчастьем в жизни, пожалуй, подавляющего большинства людей является то, что они никогда не замечают мгновения, так что вечное и временное в их жизни всегда оказываются разделены, — и почему? — потому что они не умеют молчать.

27 Окт 2009 | Вероника Агафонова | Продолжение

Православная философия материи

Первый семинар по осмыслению духовного наследия митрополита Антония Сурожского состоялся 3 марта в здании библиотеки-фонда «Русское зарубежье». Идея проведения целого ряда семинаров возникла еще в сентябре прошлого года на конференции, также посвященной митрополиту Антонию.

6 Мар 2008 | admin | Продолжение

Одинокий мыслитель Лев Шестов

Положение Шестова — «беспочвенного», странного, непонимаемого мыслителя, шагнувшего на свой собственный страх и риск в неведомый мир, которому он оставался верен до конца, исключительно. Всю жизнь он занимался философией, все глубже погружаясь в труды ее великих творцов, но справедливо был назван антифилософом, поскольку занимался этим только для того, чтобы развенчать разум и обратить человека к вере. Всю жизнь он утверждал, что открыть реальность можно только верой и никогда не принадлежал ни к одной конфессии.

13 Фев 2008 | А.В. Ахутин | Продолжение

Владимир Лосский — богослов от Бога

Родившись в России накануне первой революции, он стал свидетелем и соучастником драматических событий и исторических трансформаций первой половины минувшего, XX столетия, включая все испытания, выпавшие на долю послереволюционных русских эмигрантов.

8 Фев 2008 | admin | Продолжение



© Copyright Православие и мир 2010.
  Непридуманные рассказы о войне Храм Всемилостивого Спаса Фонд Возращение  
 В начало страницы     Письмо в редакцию



   Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт Православие и мир
   Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.
   Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции.