76e3adb9

Церковь > Дорога к храму > Православные праздники в 2012 году > Рождество Богородицы – 21 сентября в 2012 году

От боли к боли, от радости к радости. Рождество Богородицы

День Рожденья – семейный праздник. Мы радуемся рождению дорогого нам человека, этот день для нас – торжество и ликование: в мир явился тот (или та), чья жизнь для нас значима, кого мы любим, кто нам бесконечно дорог. И как бы ни был значим чествуемый человек для других людей, но это в первую очередь праздник его родных, как самых близких ему по образу прихода в этот мир, по образу начала жизни для вечности. Семья торжествует не столько свое приумножение, не только преодоление смерти (да, каждому надлежит уйти, но жизнь семьи продолжается, семья увеличивается, нас все больше вопреки «костлявой»). Семья торжествует жизнь (а если семья религиозная, то более того: устремленную в вечность жизнь), и радостью праздника делится со всеми, для кого этот день значим, кто любит и уважает «новорожденного».

Христиане – семья во Христе. Сказанное выше о семейном празднике – аналогия для праздника Христовой Церкви. Обычно, когда говорят «Рождество», имеют в виду Рождество Христово. Однако есть еще два церковных праздника, посвященных рождению – это Рождество Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи (обстоятельства их зачатий во многом похожи). Оба праздника органично связаны с воплощением Слова: рождение Девы, во чреве которой Его «плоть соткалась»,  и рождение Предтечи Слова, предшествовавшего Ему и на земле, и в преисподней с проповедью приблизившегося Царства Божия. Все три, если можно так сказать, рождественских праздника Церкви Христовой – единое целое, единая радость о Домостроительстве нашего спасения во Христе, единая радость о Спасителе и ближайших причастниках Его явления миру – Богородице и Предтече. Праздник Рождества Богородицы – это, выражаясь словами прп. Андрея Критского, «радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения», начало «светлого и явного нисхождения Божия к людям».

Матерь Божия рождается от естественного, но все же чудесного зачатия бесплодной и уже пожилой женщиной – праведной Анной от благоговейного и смиренного Иоакима. Родители Приснодевы прошли долгий и скорбный путь, и прежде, чем он увенчался торжеством, которое мы празднуем. Их скорбь «поношения бесчадства» достигла вершины, когда от праведного Иоакима священник не принял жертву (ведь, если они с женой бездетны, значит, есть какой-то тайный грех, за который Бог их наказал?). Но никакого, ни малейшего ропота… Скорбь – да, обида – разумеется, ведь несправедливо же — но не на Бога. Да и на людей обида не распалилась, ибо сердца «праведных богоотец» были иными, в них не могло удержаться ничто греховное не только по ветхозаветным, но по новозаветным представлениям.

Предочищенные смиренным терпением скорбей, святые Иоаким и Анна зачинают ребенка, которого обещали на служение Богу. Тут уместно будет обратить внимание, что именно к этому зачатию относится прилагательное «непорочное», которое, по недоразумению, даже некоторые православные путают с бессеменным зачатием Христа. Термин «непорочное зачатие» – католического происхождения, как и учение, связанное с ним, согласно которому Приснодева была зачата якобы вне первородного греха, как бы механистически изъята из него. Учение это не имеет оснований ни в Священном Писании, ни в Предании. «При всем величии Божией Матери, Ее зачатие и рождение совершилось по общему закону человечества; следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери», – пишет в «Изложении учения Православной Церкви о Божией Матери» свт. Игнатий Брянчанинов.

Отвечая благовествующему архангелу Гавриилу: «…возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1; 47), Мария не исключает себя из всего человечества, нуждающегося в спасении. Тогда как так называемое «непорочное» зачатие «отделило бы Ее от человеческого рода, и Она не могла бы послужить принятию подлинной человечности Господом», – пишет прот. Сергий Булгаков. Ее Сын – так же и Ее Спаситель.

«Богоматерь, – разъясняет свт. Игнатий, – будучи зачата и рождена во грехе праотцов, приготовила Себя целомудренною и богоугодною жизнью в сосуд Божий».

Празднуя Рождество Пречистой Девы, мы празднуем рождение «новой Евы». Подобно тому, как Христос – это «новый Адам», в котором все освобождаются от греха, проклятия и смерти, так и Его Пречистая Матерь – «новая Ева»: через нее, в отличие от праматери, через которую пришел смертоносный соблазн, в мир войдет Жизнь. «Неплоды и матери ликуйте, дерзайте и играйте безчадныя: безчадна бо неплоды Богородицу прозябает, Яже избавит от болезней Еву, и клятвы Адама» (ирмос 6-й песни канона праздника).

Рождается Дева, Которой Господь с Креста благословит на усыновление весь род человеческий в лице Своего любимого ученика – апостола Иоанна Богослова. Вот так: от боли к боли; от боли за Сына – к боли за всех чад Божиих. От радости за Сына воскресшего – к радости за совоскресающих с Ним, за тех, кто позволит Ей позаботиться о них.

Мы рождаемся, чтобы жить и, если на то будет Божия воля, чтобы даровать жизнь, точнее, чтобы послужить Богу, дарующему через нас жизнь. Богродица родилась, чтобы родить Сына, в Котором все взыскующие спасения усыновляются Отцу Небесному и Ей – Приснодеве, давшей плоть Богу, вселившемуся в Нее, Богу невместимому, ставшему Человеком, чтобы человек, – выражаясь словами свт. Афанасия Великого, – стал Богом», чтобы наша жизнь во плоти была бы не «по плоти», а «по духу», чтобы жизнь временная стала как бы утробой, вынашивающей человека для вечной жизни, для Царства Божия.

Родители достойны почитания своими детьми как посредники в сообщении дара Божия – жизни. Но рождение «от плоти» – лишь начало, причем начало с червоточинкой: через родовую деятельность передается первородный грех (откуда и установленные периоды ритуальных очищений). Рожденный в жизнь биологическую должен определиться с направлением и качеством своей жизни: по плоти или по духу, ибо «рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3; 6). И, к сожалению, мало кто из родителей (в том числе и религиозных) заботится о жизни по духу как в отношении себя самих, так и своих детей. Была бы плоть сыта, защищена, да душа радостна – и ладно, и Бог нам в помощь! (То есть Бог – эдакая высшая обслуживающая инстанция по снабжению, пиару, профилактике и лечению, да по всевозможным чрезвычайным ситуациям. Но никак не цель и смысл нашей жизни.) Между тем, заповедь почитания родителей распространяется на всех, в том числе и на тех, кто нерадит о своих детях, воспитывая их в потребительском отношении к Богу или вовсе в безбожии.

Так если родители, все, в том числе и нерадивые, в благодарность за рождение «от плоти» достойны, согласно заповеди,  почитания со стороны своих детей, то какой чести достойна Мать, уже родившаяся на то, чтобы на свет появился Богомладенец, через Которого рождающимся «от плоти» откроется возможность «родиться от Духа», победить грех и жить вечной жизнью? Какой чести достойна Приснодева, Которую Господь избрал Матерью Себе, а в Себе – и всем людям? Как велика Ее материнская любовь, заботящаяся о нас в самых мелочных вопросах; как Она чутка и заботлива, покрывая наши грехи и немощи, отвращая скорби и укрепляя нас в терпении; как чиста Сама и снисходительна к нашей грязи – как часто мы этого не замечаем…

Читайте также:

Тайна Богородицы

  • EMail
  • Печать

ПРАВМИР существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!


Банковский перевод от организации
Перевод от физ.лица
Webmoney, Paypal
Как еще можно помочь?
.

 


HTML код для сайта или блога
Система Orphus
Оставьте комментарий
  • pravmir.ru
    День Рожденья – семейный праздник. И как бы ни был значим чествуемый человек для других людей, но это в первую очередь праздник его родных, как самых близкихему по образу прихода в этот мир, по образу...  подробнее»

 

  • Об авторе

    • Протоиерей Игорь Прекуп
      Протоиерей Игорь Прекуп
      Биография:
      Родился 02.04.1962 года в столице Молдавии - Кишиневе; в 1986 году окончил Таллиннский художественный институт (специальность - графика). В 2000 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Женат, имеет двоих детей.
  • Читайте также

      • Патриарх Кирилл освятил Богородице-Рождественский собор Зачатьевского монастыря

        Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил сегодня торжественное освящение Богородице-Рождественского собора Зачатьевского монастыря столицы.

      • Рождество Богородицы — праздничная обыденность

        В сегодняшний день – отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы – еще раз мысленно обратимся к этому событию и вновь задумаемся о подвиге Той, перед Которой склоняются Силы Небесные.

      • Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

        Сегодня Анна избавляется от поношения бесчадия, а вселенная пожинает плод радости!

      • От боли к боли, от радости к радости. Рождество Богородицы

        Матерь Божия рождается от естественного, но все же чудесного зачатия бесплодной и уже пожилой женщиной – праведной Анной от благоговейного и смиренного Иоакима. Родители Приснодевы прошли долгий и скорбный путь. И прежде, чем он увенчался торжеством, которое мы празднуем, их скорбь «поношения бесчадства» достигла вершины.

      • Тайна Богородицы

        Какова же мера назаретской Девы Марии, Девы из дома Давидова? Эта мера столь невообразимо велика и чудна, что наше сознание отказывается охватить ее, мы лишь с трепетом взираем в эту бездну.

      • Рождается будущая Богородица

        Мы так привыкли к подобным словам, что большей частью и не ощущаем всей их силы.

      • Самоубийства подростков — как предотвратить?

        В чем причина самоубийств среди подростков и молодежи? Как распознать симптомы? Как предовтратить суицид?

      • Священники и мерседесы

        Да, собственно, какая разница, на чем ездит доктор, если я к нему лечиться пришел? «На чем хочешь, катайся, но хворь мою одолеть помоги», - я так думаю. И здесь все понятно, поскольку с болью личной и со страхом за жизнь любимых все знакомы в некую меру.

      • Лизать скорлупу ореха, или В чем разница между верой и религией

        Но даже в самых нелепых заблуждениях чаще всего присутствует некая частичная правда. Есть она и у тех, кто противопоставляет веру и религию (вместо «религии» вполне может звучат слово «церковность»). В чем же правда?

      • Христианин в политике обречен на бездомность? (ВИДЕО, ФОТО)

        Возможна ли в России христианская демократия? Какое место занимают христиане в современном политическом процессе? Есть ли предпосылки для создания христианских партий или движений? Об этом размышляли Константин Костюк, Андрей Золотов, Константин Эггерт, Максим Трудолюбов, Александр Морозов, Сергей Чапнин, Андрей Зубов и Ксения Лученко.

      • Как удержать человека от самоубийства

        Большинство людей сегодня представляют себя как набор некоего имущества: дачи-квартиры-власть-связи-деньги-перспективы. Лишаясь этого, человек лишается смысла. Ведь «где сокровище ваше. там будет и сердце ваше». И получается жизнь ради оболочки, «рубашки», без которой тупик... И тогда всё равно, как помереть - в болоте, от волков или самому на дереве повиснуть.

      • Перечеркивая себя (Видео)

        Что значит "отвергнуться себя"? Что значит "возьми крест свой"? Отвечает протоиерей Алексий Уминский

  • Мониторинг СМИ






© Copyright Православие и мир 2010.
  Непридуманные рассказы о войне Храм Всемилостивого Спаса Фонд Возращение  
 В начало страницы     Письмо в редакцию



   Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт Православие и мир
   Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.
   Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции.