Церковь > Православие в мире > Испания >  От автора > Священник Андрей Кордочкин >  Культура > Страницы истории

Русские священники на гражданской войне в Испании

Едва ли среди тех, кто постарше, найдется человек, который не помнит песню о парне, который «хату покинул, пошел воевать, чтоб землю Гренады крестьянам отдать». О советских добровольцах, воевавших на стороне республиканцев, в России известно многим, о «белых» русских добровольцах в Испании – почти никому.

Неудивительно — советская историография не видела другого пути, кроме как представить республиканцев как героев, а тех, кто сражался на стороне Франко, – как фашистов.

Свидетельства об участии «белых» добровольцев в Гражданской войне были собраны в книге «Русские Добровольцы в Испании», изданной в Сан-Франциско в 1983 году.

Бóльшую часть книги занимает дневник А. П. Яремчука – после войны он остался в Испании, работал на национальном радио и скончался в Мадриде в 1985 году.  Ряд публикаций в эмигрантском военном журнале «Часовой» также были посвящены войне в Испании. В 1936 журнал вместе со своим бессменным издателем В. В. Ореховым вынужден был переехать из Парижа в Брюссель — Франция поддерживала республику.

Гражданская война 1936-1939 гг. является страницей истории не только Испании, но и Русской Православной Церкви. Несколько раз к русским воинам приезжали священники; в частности, архимандрит (впоследствии архиепископ) Иоанн (Шаховской), протоиерей (впоследствии протопресвитер) Александр Шабашев, и игумен (в прошлом полковник лейб-гвардии Московского полка, впоследствии архиепископ) Никон (Греве). Им и посвящена эта публикация.
***
«Белых» добровольцев было немного  — А. Окороков в исследовании «Русские Добровольцы» насчитывает 72 бойца. Почему они оказались в Испании? Что заставляло этих людей бросать худо-бедно обустроенный эмигрантский быт, и, переходя через Пиренеи с риском для жизни, надевать испанскую военную форму?

В сущности, для «белых» воинов гражданская война в Испании была лишь продолжением гражданской войны на их Родине; многие верили, что, вслед за поражением «красных» в Испании последует освобождение России от коммунизма.

«За Бога, за Отечество, за Короля! Этот клич, еще вчера чуждый для нас, сейчас сделался близким и родным, потому что в нем мы улавливаем нашу надежду», — писал капитан Белин.

Слова генерала Скородумова звучали еще более категорично:

«Не все ли равно, по какому месту бить большевиков: по морде, по затылку или по пятке, т.е. бить ли в России, в Испании или в Японии! Главное, бить и не дать опомниться. Где высунется красная морда, там и трах по морде».

Очевидно, что русские добровольцы отправлялись в Испанию не для того, чтобы сражаться с советскими солдатами. Многие из них увидят у республиканцев советские танки и самолеты; тем не менее, штабс-капитан Яков Полухин писал в дневнике:

«У нас ходили слухи, что на стороне противника воюют иностранцы, в том числе и наши — русские, Иванов говорил и о советских военнослужащих, и о эмигрантах, принявших сторону красных; я в это мало верю, поверю, когда увижу хотя бы одного собственными глазами».

Через две недели раненого Полухина перенесут в храм села Кинто де Эбро, при артиллерийском обстреле стена храма обрушится, и жизнь русского офицера, носящего имя апостола Иакова, просветителя Испании, оборвется на арагонской земле. Этот храм до сих пор закрыт и не восстановлен; на его стенах – следы от пуль и осколков.

Заупокойная молитва в храме Кинто де Эбро. 27 января 2012 г.

«Белые» добровольцы видели в республиканцах образ «красного» врага не в последнюю очередь благодаря отношению последних к христианской вере. Православную церковь в России и Католическую церковь в Испании объединяет сонм новомучеников; результат гражданской войны для Испании – тринадцать епископов, около двух с половиной тысяч монахов и монахинь, свыше четырех тысяч священников, и около трех тысяч мирян, замученных и убитых за веру. Тысячи храмов и монастырей были разрушены и осквернены. Неудивительно, что русские добровольцы, находя трупы с выколотыми глазами и нательными образками, вставленными в глазницы, вспоминали о судьбе своей Родины.

«Обращение испанских епископов» представляет жуткую картину республиканской Испании – впрочем, узнаваемую человеком, знакомым с российской историей в XX-ом веке:

Могила русских добровольцев на кладбище Cementerio Civil в Мадриде.

«…Нет в истории западных народов другого проявления такого коллективного варварства, такого множества покушений на права Бога, общества и человеческой личности (и это в течение немногих недель). Было бы трудно найти в истории человечества такую эпоху или такую нацию, которая бы представляла картину столь ужасной разнузданности……Мы можем сказать, что сокровищница искусства, особенно религиозного, обогащенная в течение веков, была в течение нескольких недель бездумно уничтожена на территориях, подвластных коммунистам. Динамит сделал свое дело в Таррагоне даже с римской триумфальной аркой, которая простояла нетронутой двадцать веков. Знаменитые собрания произведений искусства кафедрального собора в Толедо, дворца Лирия, музея Прадо были постыдным образом ограблены. Ни одна война, ни одно вторжение варваров, ни одни социальные волнения не произвели в Испании ни в каком веке такого разрушения…

…Коммунистическая революция является антииспанской…

…Дело уничтожения совершилось при возгласах: «Да здравствует Россия», под сенью международного коммунистического знамени. Надписи на стенах, восхваление чужеземцев, военные отряды, отданные в руки русских командиров, ограбление нации в пользу чужаков, международный гимн коммунистов, все это достаточным образом свидетельствует о ненависти к национальному духу и к патриотическим чувствам…

…Но кроме того, эта революция была антихристианской. Мы думаем, что никогда прежде в истории христианства не происходил в течение всего нескольких недель столь неистовая вспышка ненависти к Иисусу Христу и Его святой религии. Разорение было настолько святотатственным, что делегат испанских коммунистов, посланный на конгресс безбожников в Москву, мог заявить: «Испания далеко обогнала дело Советов, ибо Церковь в Испании оказалась полностью уничтоженной». Мучеников насчитывается тысячи. Их свидетельство является надеждой для нашей бедной отчизны. Быть может, мы не нашли бы в «Римском мартирологе» ни одного вида мученичества, которого не использовали бы коммунисты, не исключая распятия. А с другой стороны, современные изобретения и машины открыли дорогу новым видам мучений…

…Ненависть к Иисусу Христу и к Пресвятой Деве дошла до неистовства. Когда мы слышим о сотнях разбитых распятий, об оскорбленных зверским образом образах Богоматери, о развешанных в Бильбао плакатах, где святотатственно поносилась Богоматерь, об омерзительной литературе в коммунистических военных окопах, в которой высмеивались Святые Таинства, о частом осквернении святых образов, мы можем догадываться о ненависти ада, воплотившегося в этих злополучных коммунистах. «Я поклялся, что отомщу Тебе», — кричал один из них Спасителю, находящемуся в дарохранительнице, и, стреляя в нее из пистолета, прибавлял: «Сдавайся красным, сдавайся марксизму»»

С другой стороны, в «белой» испанской армии русские эмигранты видели образ русской воинской славы, приношение себя в жертву за Родину, а не за бездушный «интернационал».

Богослужение на Эль Контадеро.

О. Иоанн Шаховской, вспоминая о посещении Испании в военные годы, писал:

«Помню, как спустился я, летним вечером, в лощину между Кастильей и Арагоном, где лежит маленький город Молина де Арагон. И, как повели меня в большое здание школы, где стояло терцио рекете Донья Мария де Арагон. Густели сумерки. Здание пустовало…

…Мы нашли воинов в нижнем сводчатом помещении. Из его угла доносился звук мерной приглушенной музыкальной речи. Это было моление, похожее на наш Акафист Божьей Матери. После, я узнал, что воины рекете дали обет ежедневно молиться о спасении своей страны от безбожной власти, и о том, чтобы Господь благословил их борьбу и их жизнь – для освобождения Испании…

…После – была встреча с русскими воинами, и – еще более яркое, чем раньше в моей жизни ощущение возможности христолюбивого воинства…

…У благоговейного пред Богом народа, у смиренного пред Церковью, должно быть христолюбивое воинство…

…Воинство земное – особый дар бесстрастия и самоотречения. Особая сила. И не каждому она дана. И не каждого потому можно принуждать к этому званию. Но каждый должен чтить это звание, чисто и самоотверженно носимое».

Посещение Испании о. Иоанном представляет, безусловно, наибольший интерес. Согласно дневнику А. Яремчука, о. Иоанн совершил Божественную Литургию в г. Молина де Арагон 18 августа 1937 г. Из трех священнослужителей, побывавших в Испании, именно он оставил самый значительный след в истории Православия XX века.

Кроме того, в 1939 г. в Берлине им были опубликованы «Испанские письма о воинстве» — библиографическая редкость, не переиздававшаяся в России, и, фактически, неизвестная русскому читателю. Используем возможность поблагодарить Amherst Centre for Russian Culture, где хранится архив архиепископа Иоанна (Шаховского), за любезно предоставленную ксерокопию книги. Несколько страниц «Писем», описывающих приезд о. Иоанна в Испанию, равно как и описание его встречи с пленными советскими летчиками в Саламанке, являются столь ценным свидетельством, что заслуживают быть опубликованными целиком; читатель сможет познакомиться с ними в отдельной публикации на портале «Православие и Мир».

***

Протопресвитер Александр Шабашев

О. Александр Шабашев, в отличии от о. Иоанна и о. Никона, представляющих «Евлогианскую» церковь, был клириком РПЦЗ. Вместе со свидетельством А. Яремчука и Н. Болтина сохранилось фото, на котором о. Александр совершает Божественную Литургию на вершине горы Эль Контадеро на высоте 1639 метров, 9 октября 1938 года в день памяти св. Иоанна Богослова, престольный праздник Марковского полка.

«Праздник мы провели в исключительно торжественной обстановке, — писал в письме Н. Болтин. — Утром отец протопресвитер отслужил обедню, во время которой мы все приобщились и затем служили молебен нашему небесному покровителю. Пел наш хор под управлением К. А. Гончаренко. Устроили временный престол на самой вершине горы. Перед ним, поддерживаемые пирамидами из ружей, гордо развивались наш русский императорский штандарт и испанский национальный флаг. На службе присутствовали все наши соратники испанцы и, что нас очень тронуло, после молебна все они, не только прикладывались ко кресту, но также целовали руку батюшке. Этим они как бы отплатили за то внимание и уважение, которое мы проявляем в отношении их духовенства.

Возможность начать наш первый отрядный праздник с молитвы, доставила нам громадную радость…

…После обедни о. Александр отслужил молебен св. Иоанну Богослову с провозглашением вечной памяти Государю Императору Николаю II, Царской Семье и всем воинам в России и здесь «за Веру, Царя и Отечество» живот свой положившим; затем многолетие Российскому Императорскому Дому, христолюбивому воинству и чинам русского отряда в Национальной Испанской Армии…

…Мы все видели счастливое предзнаменование в том, что во время православной церковной службы наш русский – родной – штандарт опирался на ружья русских добровольцев, которые ни на минуту не прекратили Белой борьбы и при первой возможности взялись за ружья, чтобы не на словах, а на деле бороться с врагами нашей Родины. Здесь война приближается к своему победоносному концу. Мы все, здесь находящиеся глубоко верим, что нанесенный здесь Генералиссимусом Франко тяжелый удар Коминтерну отразится и в России и дни его власти над ней сочтены!»

Радость от богослужения сменилась перестрелкой.

«Вечером я был на позиции наблюдателем, — писал А. Яремчук. — Рядом со мной уселся священник отец Александр Шабашев, который в бинокль увидел, что сто стороны красных к нам движется груженный мул с одним человеком. Оказался перебежчик, автомобилист. Наши долго стреляли по красным, уходя, зажгли кусты и вернулись на позицию в 9 часов вечера».

Автор статьи на вершине Эль Контадеро. 26 января 2012 г.

***

Архиепископ Никон (де Греве).

Об о. Никоне есть лишь одно свидетельство в дневнике А. Яремчука: он совершил Божественную Литургию 22 мая 1939 года в г. Мора де Рубиелос.

«Прибрали квартиру, была Литургия, панихида и молебен. Мы все исповедывались и приобщались, служба окончилась около часу дня… …Была общая трапеза, весьма оживленная. Отец Никон вспоминал свое прошлое».

Военные действия заканчивались, и священник прощался с солдатами на праздничной ноте:

«…Болтин и священник уехали – Болтин в Бургос, отец Никон в Париж. На прощание о. Никон спросил меня: «а там, кажется, коньяк остался?» К сожалению, все было выпито вчера. Так как мы праздновали мои именины, то Белин мне налил огромную кружку коньяку, с пол-литра, и произнес тост за мое здоровье. Отец Никон с ужасом смотрел, но я вышел из положения: сделал глоток и сказал: «продолжайте за мое здоровье» и всем пришлось пить вместо меня, а то мне пришлось бы замертво свалиться».

***
1 апреля 1939 года война была завершена. Многие из ее русских участников остались в Испании; сегодня никого из них не осталось в живых. Однако осталась молитвенная память о тех людях, которые внесли свой вклад в сохранение доброго имени христианской России на  просторах Испании. У нас, русских православных людях, живущих в Испании, есть особый молитвенный долг перед ними.

Вечная им память.

  • EMail
  • Печать

ПРАВМИР существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!


Банковский перевод от организации
Перевод от физ.лица
Webmoney, Paypal
Как еще можно помочь?
.

 


HTML код для сайта или блога
Система Orphus
Оставьте комментарий
  • Незарегистрированный
    [QUOTE=свящ. Андрей Кордочкин;206977]Cпасибо всем, кто оставил мнения. Прошу не забывать, что статья о Гражданской войне.....[/QUOTE] В одном из своих испанских репортажей французский летчик-п...  подробнее»
  • свящ. Андрей Кордочкин
    Cпасибо всем, кто оставил мнения. Прошу не забывать, что статья о Гражданской войне, а не о Голубой дивизии, и держать разговор в рамках темы. Заранее спасибо.  перейти»
  • Станислав Б.
    Выражаю искреннюю признательность отцу Андрею за эту статью. Предлагаю порталу открыть «фашистскую» тему, где рассматривался бы опыт сохранения консервативных ценностей в условиях современного либе...  подробнее»
  • Александр ortodoks
    Он, и его последователи для России, да и для Боливии тоже, ничего не хотели. Они хотели Мировой Революции. Где Россия, и Боливия, кстати, тоже, будут союзными республиками.  перейти»
  • Станислав Б.
    Простите, кто здесь кого «обеляет»? Если речь о Франко, то это не он сражался против советского гос-ва, это именно сов. гос-во сражалось против Франко, посылая военную помощь и военных специалисто...  подробнее»

 

  • Об авторе

    • Священник Андрей Кордочкин
      Священник Андрей Кордочкин
      Биография:
      Священник Андрей Кордочкин родился в Ленинграде. В 1994–1995 годах учился в Ampleforth College (Великобритания), а в 1995–1998 годах – на богословском факультете Оксфордского университета. Преподавал в школе имени императрицы Александры Федоровны (Санкт-Петербург), прислуживал за богослужениями и проповедовал в домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В 1999–2000 годах проходил обучение в Лондонском университете. Докторскую степень получил в 2003 году в Даремском университете. В декабре 2001 года был рукоположен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне – Патриарх Московский и всея Руси) в сан диакона, а на Рождество Христово 2002 года – в сан иерея. В период учебы окормлял православный приход в городе Дареме и православную общину в городе Глазго. Определением Священного Синода РПЦ от 30 июля 2003 года направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия с назначением на должность настоятеля прихода в честь Рождества Христова в Мадриде.
  • Читайте также

      • Испанские письма о воинстве: Литургия в горах

        Вечером сидели мы с сержантом Р. в одном из городов Кастилии во фронтовой полосе и беседовали о последней победе на фронте Сантандера нашей армии (для нас - русских добровольцев - испанская национальная армия - наша армия), очень большой победе. Вдруг открывается дверь и дежурный вводит к нам русского монаха. Мы глазам своим не поверили и подумали, что нам грезится; между тем это был не сон — перед нами стоял архимандрит Иоанн (Шаховской).

      • Протоиерей Александр Борисов: «На Лубянке предупредили, что мне придётся трудно»

        Мой духовник отец Александр Мень почти год меня отговаривал. На мои просьбы отвечал: «Христиане нужны и в науке». И все-таки я убедил его...

      • Труд священника

        Некий иерей приехал в Оптину получить благословение на оставление прихода. Прихожане у него были к молитве неусердные, а в храме пол прогнил, средств не было и т. д. Амвросий Оптинский его издалека увидал и закричал, чтоб тот и не думал оставлять приход. "А пол, - говорит – у тебя еще каменный будет".

      • Священники-мифисты: Лучше гор могут быть только Горы

        С друзьями по горам мы иногда собирались и думали: для чего мы собственно живем. Одно время мы начинали заниматься буддизмом, потом переключались на йогу. Но факт смерти стоял перед глазами неизбежно. И тут оказалось, что один из наших друзей начал ходить в Церковь.

      • Ждал православия 15 лет

        Отец Иоанн отправился из Пакистана в ближайшую страну, где ему казалось легче найти православную миссию. Австралия. Мельбурн. Русская Православная Церковь. Он попытался попасть на прием к митрополиту, но не получилось. Домой в Лахор пришлось вернуться ни с чем.

      • Протоиерей Максим Козлов: промысл – штука нелинейная

        Обратился к духовнику за благословением: хочу поступить в семинарию вопреки воле родителей! И вдруг батюшка говорит: «Нет, поступай в университет». - «Но меня потом в семинарию не возьмут!» А он отвечает: «Кто знает, какие будут времена. Образованные люди Церкви пригодятся».

      • Самоубийства подростков — как предотвратить?

        В чем причина самоубийств среди подростков и молодежи? Как распознать симптомы? Как предовтратить суицид?

      • Священники и мерседесы

        Да, собственно, какая разница, на чем ездит доктор, если я к нему лечиться пришел? «На чем хочешь, катайся, но хворь мою одолеть помоги», - я так думаю. И здесь все понятно, поскольку с болью личной и со страхом за жизнь любимых все знакомы в некую меру.

      • Лизать скорлупу ореха, или В чем разница между верой и религией

        Но даже в самых нелепых заблуждениях чаще всего присутствует некая частичная правда. Есть она и у тех, кто противопоставляет веру и религию (вместо «религии» вполне может звучат слово «церковность»). В чем же правда?

      • Христианин в политике обречен на бездомность? (ВИДЕО, ФОТО)

        Возможна ли в России христианская демократия? Какое место занимают христиане в современном политическом процессе? Есть ли предпосылки для создания христианских партий или движений? Об этом размышляли Константин Костюк, Андрей Золотов, Константин Эггерт, Максим Трудолюбов, Александр Морозов, Сергей Чапнин, Андрей Зубов и Ксения Лученко.

      • Как удержать человека от самоубийства

        Большинство людей сегодня представляют себя как набор некоего имущества: дачи-квартиры-власть-связи-деньги-перспективы. Лишаясь этого, человек лишается смысла. Ведь «где сокровище ваше. там будет и сердце ваше». И получается жизнь ради оболочки, «рубашки», без которой тупик... И тогда всё равно, как помереть - в болоте, от волков или самому на дереве повиснуть.

      • Перечеркивая себя (Видео)

        Что значит "отвергнуться себя"? Что значит "возьми крест свой"? Отвечает протоиерей Алексий Уминский

  • Мониторинг СМИ






© Copyright Православие и мир 2010.
  Непридуманные рассказы о войне Храм Всемилостивого Спаса Фонд Возращение  
 В начало страницы     Письмо в редакцию



   Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт Православие и мир
   Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.
   Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции.